Марина Борисова: МЫ РАЗНЫЕ, И ЭТО – ПРЕКРАСНО!

Автор :

Подготовил Сергей Никифоров

    

     Дорогие друзья, предлагаю вам знакомство с поэтом, писателем, музыкантом, педагогом, замечательным человеком Мариной Борисовой. Вот что рассказала Марина о себе и своей семье, о детских и юношеских годах, о творческом пути и литературных достижениях.

 

    Когда ко мне пришли стихи, не знаю. Мне кажется, они были всегда. Сёстры читали мне сказки К.Чуковского, по ним я учила буквы. Н. Некрасова и А. Пушкина помню в папином исполнении, он работал руками и читал для меня стихи наизусть.

     В праздники папа играл на гармошке, а девочки пели для мамы романсы на стихи С.Есенина, М.Лермонтова, народные песни на голоса. Я была самой маленькой в семье, подпевала.

     А потом из меня стали выпрыгивать рифмовки. Помню, как они отчаянно кричали вместе со мной:

 

«Я не буду есть лапшу,

Я лапшу не ВЫ-НО-ШУ!»

 

     Как же можно было есть эту лапшу, она же сварена в бульоне из курицы, которую я когда-то кормила и очень любила.

     Дразнилки, бубнилки, шумелки помогали мне жить.

 

«Лёнька – рыжий апельсин,

А Андрюха – керосин.

С вами больше не хожу,

Не вожусь и не дружу»

 

     Это мой протест против дружбы с теми, кто кидается в косы колючками.

 

«Я – не кошка, не жираф,

Я – большой плавучий шкаф,

Я могу ходить по дну,

Никогда не утону»

 

     Это спасательная бурчалка. Она помогала мне удержаться на воде, когда мальчишки сталкивали нас с плота на самом глубоком месте речки Сонахты – Мареевке.

     Первое «философское стихотворение» было про огонь.   Его одобрила любимая учительница. Помню строчки:

 

«Я хочу, чтоб так же жизнь моя прошла,

Чтоб сама горела и других зажгла,

Не хочу остаться дымной головнёй,

Никому не нужной, чёрной, неживой»

 

С любимой учительницей мы ходили в походы, принимали участие в туристических слётах. Рождались песенки. Одну из них я до сих пор пою.  

Эта песня о пёсике, которого мы встретили в походе. Мы ночевали в школе, которую охранял Барбос (мы его сами так назвали). Были каникулы, пёс был очень рад, что его подкармливали, он помогал носить мальчишкам дрова, потом нёс косточку в авоське. Но отстал от нас после первого привала. Так родилась походная песенка – «Шёл по улице Барбос».

 

Шёл по улице Барбос,

Кость в большой авоське нёс.

И не знал честной народ,

Что Барбос в поход идёт.

 

А Барбос походу рад,

Уши по ветру летят.

Усмирил собачий нрав,

Никому не скажет: Гаф!»

 

Путь не близок, не далёк,

Видит: светит огонёк.

У кого в авоське кость,

Тот везде желанный гость.

 

Кость большая, хоть куда.

Уж кипит в котле вода.

И туристов батальон,

Нажимает на бульон.

 

Кость большая, будь здоров.

Плюс навар из комаров.

Ах, похлёбка хороша,

Так и булькает душа.

 

Сел Барбос и не идёт

Без провизии вперёд.

Это только наш отряд

Просто так походу рад.

 

Мы шагаем налегке,

Нет ни крошки в рюкзаке,

Отчего поёт душа?

Просто – песня хороша!

 

Однажды незаметно детские стихи ушли гулять без меня. Появились первые симпатии, стихи о любви. В 10 классе я стала победителем областного конкурса «Первая проба пера» с сочинением про маму. Мне предложили сотрудничать с областной газетой «Юность».

Потом был институт, первые уроки литературы и русского языка, которые вела сама. Рождались стихи о России, малой родине, любви…    

0 96 22.08.15 4

 

Появились собратья по перу – литературное объединение «Чайка». Первые публикации, фестивали авторской песни, конкурсы…

А детские стихи ждали своей очереди. Они вернулись, как только попала работать в детский сад.

Самые любимые дни в саду – праздничные. В праздники я жила в сказках. Меня катали в самодельной карете, пристроенной на основу детской коляски. Сорок два килограмма веса и полтора метра роста позволяли это делать даже детям. Меня спасали, выручали, прощали. Я была Золушкой, Снегурочкой, Лисичкой, Белочкой, Зайчонком, Весной, Бабой Ягой…

И всем моим героиням были нужны песенки. Характерные, яркие.

 

Песенка Бабы Яги

 

Очаровательней бабулечки

Вам не найти во всех лесах-ах-ах.

Цветочки-губки, щёчки-булочки,

Горят искриночки в глазах.

 

Чтоб вечно быть такой голубкою,

Я пью на мухах дивный квас – класс-класс!

А натощак лягушек хрумкаю

В неделю восемьдесят раз.

 

Кто там сказал: «Старушка вредная»?

Все мои беды от ума-ма-ма,

От одиночества я делаю

То, что не ведаю сама.

 

     Родились сын и дочка, потом три внучки – три снегурочки-декабринки. Со стихами для детей я уже не расстанусь.

     Первые стихи для детей посвящены моим детям – сыну Саше («Ветер-шалунишка», «На озере»); доченьке Галинке («Зазывалка для тучки», «Колыбельная», «У каждого мама своя»).


0 96 22.08.15 7

 

     Выход моей первой книги «Первый полёт» (издательство «Удомля-пресс») поддержал секретарь Союза писателей России Евгений Игнатьевич Сигарёв – поэт, капитан 2 ранга, заслуженный работник культуры. По его приглашению я принимала участие в радио и телепередачах, которые он вёл. О «Первом полёте» была публикация в газете «Тверская жизнь». Он был на презентациях моих книг для детей – «Снегурочка» (издательство «РИТА»), «Урок для зайчишки» («Тверское книжно-журнальное издательство»).


0 96 22.08.15 8

 

     Теперь рождаются стихи от общения с внучками. Внучка Майя очень любит мягкие игрушки. Целая серия стихов об игрушках получилась по её просьбе: «Про зайчика Пашку», «Про жирафа Пятнашку» и др. Они есть на творческой страничке моего кабинета ТО ДАР.

     Внучке Анечке уже 9 лет. Самые любимые игры для Ани в дошкольном детстве были – игра в лошадки и в драконов. Так родилась песенка «Игра в лошадки» и стихотворение «Как драконы подросли», «Анечкин дождик».    

   Машенька – самая младшая внучка. Много раз подряд может слушать песенку   «Коровёнка», стихи – «Паучок», «Наша дочка».


0 96 22.08.15 3

 

     Очень много стихов появляется от общения с дошкольниками. Это самая интересная часть моей работы, и я никогда её не оставляла. Даже когда работала методистом, я вела занятия с детьми в литературной студии «Мурзилка». За программу работы литературной студии получила свой первый грант. А дети студии – победители и призёры различных конкурсов в номинации «Слово»: «Весенняя капель», «Я лиру посвятил», «Мы – дети Атомграда» и др.  

     Сейчас студия расширила свои задачи. У нас появилась команда «ДюйМультики». Мультфильмы на основе нашего творчества вошли в число победителей всероссийских и региональных конкурсов: «Снежные Мультярики», «Горошина», «Молодым дорогу», конкурса ко Дню матери журнала «Мурзилка» и др.


0 96 22.08.15 6

 

     Многие из мультфильмов созданы на основе моих стихов, стихов моих коллег по перу. Например, мультфильм «Вопросы нескучные, пронаучные» (по моему стихотворению «Про ветеринарию»), стал призёром Всероссийского конкурса «Горошина».

     Один из основателей и организаторов конкурса – знаменитый Александр Петров, режиссёр фильма по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», обладатель премии «Оскар».

     В основу мультфильма «Вопросы нескучные, почемучные» положено детское творчество и мои стихи «Божья коровка», «Вдохновение». Мультфильмы можно посмотреть на моей страничке в Контакте.

     Особенность работы студии «Мурзилка» и «ДюйМультиков» в том, что дети всё здесь делают сами. Я только условия создаю, используя технологии поддержки детской самостоятельности и инициативы.

   Результаты радуют. Сначала дети только сочиняли совместные рифмовки, затем – индивидуальные: в жанре диалога, подписи к рисунку, небылицы, загадки, сказки. Выпускали свою газету «Сочинялочка». Потом рисовали, лепили героев своих первых произведений.

   Освоили работу сценариста, артиста, рассказчика, оператора, аниматора… А в этом году даже трудную работу монтажёров выполняли мальчики в наших последних мультфильмах. Документ-камера, которой мы пользуемся при создании мультфильмов, куплена после благотворительного спектакля по моей сказке. С этого года мы осваиваем настоящую мультстудию, которую выиграли на конкурсе за экомультфильтик «Батарейки, сдавайтесь!».

 

0 96 22.08.15 5

 

     Использую творчество и при организации детских чтений. Стихи, песни, мультфильмы украшают детские чтения «От лучины до атомной станции», «Умная книга», «Будь здоров, расти большой», «Улицы родного города».      

     Раньше, когда я их только задумала с 2001 до 2016 года, я проводила чтения сама. Теперь передала бразды правления детям. Работает детский совет, ведут чтения, награждают финалистов, готовят творческие подарки, организуют мастер-классы, игры, разминки сами дети. И потом, в школе, они активны, легче адаптируются и проявляют свои творческие способности в области журналистики, в творчестве. Сочиняют песни на мои стихи.

     Не владею в совершенстве ни одним музыкальным инструментом, сопровождаю свои стихи музыкой, когда они сами собой поются.

 

0 96 22.08.15 1

 

     Работать с педагогами тоже очень интересно. Это также вдохновляет к рождению и песен, и стихов, и новых проектов.

     Встречи и заседания литературного объединения «Чайка» способствуют взаимообогащению. В «Чайке» я с 1998 года, сейчас являюсь его руководителем.

   У нас много общих сборников: «Над вечным покоем», «Удомельские рассветы», «Верую», «И сердце солнечно стучит», «От сердца к сердцу», «Юность комсомольская моя».

     В 2008 году литературное объединение признано лучшим в Тверской области по результатам конкурса. Здесь есть авторы, пишущие для детей и стихи, и прозу. Через два года у нас юбилей – 55 лет. Готовим общий сборник, где будут и детские странички.

     На правах педагога, а не поэта, для начинающих писать для детей могу предложить следующее:

  1.  Попробуйте учитывать возраст детей. До 3 лет ребёнок осваивает ближайшее окружение: игрушки, предметы, которыми манипулирует. Он ориентирован на взрослого. Замечает всё яркое, звучное. Осваивает названия предметов и их действия, учится себя обслуживать: одеваться, раздеваться, умываться.

     Значит, и темы стихотворений именно об этом. Актуальны потешки, прибаутки, короткие стихи про игрушки, забавы.

     Каждый раз перечитывайте то, что написали, представляя, как бы это произнёс ребёнок, чтобы стихотворение было лёгким для восприятия.  

     С 3 до 4 лет – уже не ясельный, но ещё младший возраст. Обогащается глагольный словарь, осваиваются прилагательные, наречия, можно использовать короткие описания, характеристики предметов, явлений.    

     Ребёнок может замечать в окружающем мире то, на что поможет обратить внимание взрослый. Играйте в стихах, наблюдайте глазами ребёнка.

     С 4 до 7 лет – дошкольный возраст. Темы разнообразнее, так как со среднего возраста границы познания мира расширяются, ребёнок может воображать, представлять то, что описывается словами за пределами видимого.

     Он уже ориентируется на сверстника, значит, можно говорить о дружбе, о способах разрешения детских проблем и конфликтов (например, сочинять мирилки, считалки, хвалилки…). Не забывайте, что до 7 лет ребёнок – ещё дошкольник.

     Даже если в 6 лет идёт в школу, он ещё играет. Познавайте и открывайте интересное и необычное в мире вместе с ребёнком, загадывайте загадки, головоломки, развивайте креативное мышление, используйте юмор, играйте со словом, без назиданий воспитывайте лучшие чувства и качества.

     И не бойтесь, если Вам скажут – такого не бывает. Это у взрослых не бывает, они просто уже забыли, что у детей бывает.

     Всегда говорю воспитателям, которые пытаются рисовать рукой ребёнка или дать ему образец: «Остановитесь, пожалуйста. Вы не стали художниками, можете чего-то и не увидеть так, как может видеть ребёнок. Не мешайте и, может быть, из него вырастет великий художник».

  1.  Используйте запросы современной педагогики. Долгое время мы обучение ставили на первый план. Воспитательный аспект забывался. Теперь бы нам очень пригодились патриотические стихи о любви и красоте родной земли, природы, родном городе, о человеческих достижениях, профессиях, о лучших человеческих качествах.
  2.  А всё остальное есть на сайте ТО ДАР. Учитесь у классиков, у современных мастеров жанра, прислушивайтесь к советам редакторов ТО ДАР.

     Но и свою позицию имейте, свой почерк и своё виденье мира.

Мы разные, и это – прекрасно!

 

 

Кто спит в море

 

Брюшком кверху спит селёдка,

Спать треска на дно легла,

И акула белой лодкой,

Плавно плавая, спала.

 

Стаи рыб, как в колыбели,

Спят, не закрывая глаз.

В ламинариях-качелях

У калана сонный час.

 

Лёг дельфин на гладь морскую

В тёплый солнечный закат,

Глаз прикрыл, волну целует,

Колыбельной моря рад.

 

 

Медузы тоже спят

 

Цветущим садом водной феи

Легли на дно Кассиопеи,

Чтоб ночью, отдохнув немножко,

Пуститься снова в путь-дорожку

И людям рассказать, откуда,

Где штормовые волны будут.

 

 

Ромашковое поле

 

Ромашковое поле,

Медвяный уголок,

Зелёное раздолье,

Где лёгкий ветерок

 

И клонит, и качает

Ромашек белых рой,

И небо призывает

Спуститься за собой.

 

Дорожкою витою

Гуляют облака,

Любуясь красотою

И подобрав бока.

 

И нет картины краше

В лазури голубой,

Где небо средь ромашек

Бредёт само собой.

 

 

Макушка лета

 

У лета на макушке

Фиалковые ушки

Зовут к себе знакомых

Поющих насекомых.

 

И прячутся букашки

И бабочки в ромашки,

И клевер ароматный

Щекочется приятно.

 

Мальчишки и девчушки

У лета на макушке,

На самой серединке

На солнце греют спинки.

 

 

Закат на озере

 

Весь день стояло солнышко

Над озером в зените,

И, насветившись вволюшку,

Шепнуло: "Извините,

 

Пустите утомлённое

В прохладу ночевать,

Бока разгорячённые

Водицею обдать".

 

Нырнуло и расправило

Игривые лучи.

Всех замереть заставило,

Любуйся и молчи.

 

Бежит, искрится быстрая

Лазурная волна,

Вода такая чистая,

Лучистая до дна.

 

И хочется дотронуться

До солнышка рукой,

Доплыть и поздороваться

За лучик золотой.

 

 

Бабочка

 

Очень редкая у нас

Бабочка – «Павлиний глаз»

Отложила все дела,

Разложила два крыла

На душистые цветы.

– Для чего?

           – Для красоты!

 

0 96 22.08.15 2

Поделившись с друзьями, вы помогаете нашему движению
Прочитано 706 раз

Люди в этой беседе

Комментарии (1)

Замечательный человек и автор! Очень понравились философские стихи, про Барбоса, и песенка Бабки-ёжки Дальнейших творческих успехов, Марина!

  Вложения
Здесь ещё нет оставленных комментариев.

Оставьте Ваш комментарий

Добавление комментария от гостя. Зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.
Вложения (0 / 2)
Поделитесь своим местоположением