Информация от сайта "Пиши от души"
https://m.vk.com/pishi.otdushi
Избыточность или недостаток?
1. Что лучше для художественной книги — предложение длинное или короткое?
Ответ не так прост, как может показаться. В устной речи мы, конечно, предпочитаем короткие фразы, в книжных стилях господствуют длинные, многочленные предложения с различными видами сочинительной и подчинительной связи. Такие конструкции могут показаться тяжеловесными и затруднят восприятие текста. Однако не стоит всегда выбирать короткие, «легкие» фразы. Если бы во всех случаях лучшим способом выражения мысли были короткие простые предложения, язык бы уже давно освободился от больших, громоздких фраз, их избегали бы журналисты и писатели. У А.П. Чехова нет ни одного сложноподчиненного предложения, ведь он утверждал: «Краткость — сестра таланта»! Но он умел строить и большие, длинные предложения. Вспомним одно такое из рассказа «Человек в футляре»:
А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, — ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло, — и что если б из второго класса исключить Петрова, а из четвертого — Егорова, то было бы очень хорошо.
Мастером стилистического использования сложных синтаксических конструкций был Л.Н. Толстой, и А.П. Чехов писал об этом так: «Вы обращали внимание на язык Толстого? Громадные периоды, предложения нагромождены одно на другое. Не думайте, что это случайно, что это недостаток. Это искусство, и оно дается после труда. Эти периоды производят впечатление силы». Художественная речь Толстого отражает его сложный, глубинный анализ изображаемой жизни, и писателю важно показать не результат своих наблюдений, а сам поиск истины.
Интересна и оценка длины предложения A.M. Горьким, стиль которого отличает также усложненный синтаксис. Одному из начинающих авторов он писал: «Надо отучиться от короткой фразы, она уместна только в моменты наиболее напряженного действия, быстрой смены жестов, настроений».
Практика
«В этом предложении пять слов. А вот еще пять слов. Предложения из пяти слов хорошие. Но несколько подряд становятся монотонными. Смотрите, что с ними происходит. Такое письмо становится скучным. Его звук становится ровно однообразным. Это звучит, как заевшая пластинка. Ухо требует от вас разнообразия».
«Теперь послушайте. Я изменяю длину предложения, и я создаю музыку. Музыка. Письмо поет. У него приятный ритм, мелодика, гармония. Я использую короткие фразы. И я использую фразы средней длины.
А иногда, когда я уверен, что читатель отдохнул, я увлеку его фразой подлиннее, фразой, полной энергии, фразой-крещендо, с барабанной дробью, с ударами тарелок, со звуками, которые говорят: послушай, это что-то важное».
Контролируйте ритм произведения, изменяя длину предложений. Автор должен контролировать темп — медленный, быстрый или нечто среднее — и варьировать длину предложений, чтобы создать музыку, ритм текста. Хотя метафоры на тему музыки и скорости могут показаться туманными начинающему писателю, их можно понять, задавая практические вопросы. Какой длины предложение? Где запятая, где точка? Сколько точек должно быть на абзац?
ФОРМУЛА (одна из возможных): 1-1-2-2-1-3-1-2-2-1
1 - Короткие предложения 2 - Предложения средней длины 3 - Длинные предложения
Схема не универсальная, ищите вариации, которые нравятся лично вам
- Сегодня давайте немного поговорим о стилистике, а конкретно об избыточности в описаниях.
Избыточность — это когда для описания использовано слишком много слов там, где можно было бы сказать короче.
Вот у нас есть предложение:
Вокруг дома стоял выкрашенный синей краской забор.
Вроде бы нормально. Что не так, спросите вы? На самом деле действительно ничего ужасного в этой фразе нет, но, тем не менее, есть некоторая избыточность.
Вокруг дома стоял синий забор.
Короче и яснее.
Или вот.
Я ставила в мойку кружки красного и белого цвета.
Тоже вроде бы ничего ужасного, но давайте попробуем иначе.
Я ставила в мойку красные и белые кружки.
Лишнее слово там, лишнее слово здесь, и получается избыточный текст, который отвлекает от главного — от персонажей. Конечно, если вы один раз напишете не «красная кружка», а «кружка красного цвета», никто в вашем тексте не запутается, но всё же бывает иногда и вот такое:
— Андрес! — воскликнул синьор Гарсия, он был маленького роста, на голове у него был белый, ухоженный парик, глаза карие, родинка давала о себе знать при разговоре с ним, она находилась около носа, на нём была чёрная шляпа, из которого торчало голубое перо попугая, белоснежная рубашка с большим воротником, чёрным длинным плащом, почти касавшийся плиток, который увивался позади, пышные чёрные штаны, доходившие до колен, белые панталоны, завязанные на бантик и бархатные туфли, украшенные серебром.
Попробуете переписать этот кусочек, чтобы он читался понятнее и интереснее?