Подготовила Елена Долгих
День учителя был учреждён указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года. В следующем 2025 году этому празднику исполнится 60 лет.
Каждый год в первые дни октября улицы распускаются букетами учеников. И на душе каждого из нас становится тепло. И вспоминаются школьные дни, первая учительница, белые банты, волнение в груди, родители, которые волновались не меньше, чем мы... Как это было давно! А потом всё повторялось, но уже с нашими детьми и внуками. И каждый раз хотелось сказать искренне и просто:
— Спасибо Вам, Учителя!
НАДЕЖДА СМАГЛИЙ
ПРЕВРАЩЕНИЯ
Скажите на милость: зачем мне наука?
Ведь я на уроке зеваю от скуки.
За школьным окошком галдят воробьи:
– Весна, наконец-то!
Чи-ри-ки! Чи-ри!
Во мне интерес к воробьишкам проснулся:
В окно посмотрел я, потом потянулся,
И вдруг...
Прыг, да скок из окна,
– Чик-чик, чик-чири-ки! Весна!
Но тут на меня воробьи налетают,
Галдит воробьиная дружная стая:
–Ты кто? – чик-чи-рик,
– улетай, улетай!
Не нужен нам в стае такой шалопай.
С испугу я сжался в комочек,
И лихо
ко мне подскакала одна воробьиха:
– Чир-рик, разве он воробей?
Он просто большой муравей.
Смотрю на себя и глазам я не верю,
Похож на какого-то странного зверя:
И лапки, и усики…
Да – муравей!
Бегу в муравейник. Скорее, скорей!
Но здесь на меня муравьи наступают,
– Ленивых у нас никогда не бывает,
И – хлоп – мне на спину бревно,
Я сжался и скорчился:
– О-о-о...
И вот я ползу по тропе в муравейник,
Но путь преграждает
– огромный репейник!
Колючки, как стрелы, встают на пути,
И как мне по этим колючкам ползти?
Но тут я
– ура! –
в комара превратился,
Взлетел
и в свой класс, наконец, возвратился!
Я долго летал и зу-у-дел:
Я з-з-десь! Я вернулся!
Я – ц-ц-е-ел!
И дружно в ладоши мне хлопали дети,
Ах, как же приятны приветствия эти!
Устал я,
Пикирую другу на лоб,
– Привет! Зу-зу-у… Не-ет!
Да послушай ты!
Стоп!
Не слышит…
Как хлопнет по мне он ладошкой!
И я превращаюсь, конечно,
в лепёшку –
Большую лепёшку на лбу...
– Не-ет,
больше я так не могу-у-у!
Проснулся.
Хохочет весь класс надо мною:
Ударился лбом я о парту.
Не скрою, обидно, конечно,
но как же я рад
увидеть смеющихся этих –
ребят!
И вот что забавно – престранная штука –
Проснулся со мной интерес и к наукам!
БЛИЗНЕЦЫ
Мы с братом Васькой – близнецы,
По гороскопу мы – весы,
И знает вся округа,
Что стоим мы друг друга.
Мы ходим с братом в первый класс,
И одинаковы у нас
Костюмы, ранцы, куртки.
Ну, как же нас не путать?
Вот Ваську вызвали к доске,
А он стоит:
ни – бе, ни – ме...
Пример решить не может,
Но брат всегда поможет!
Шепчу ему:
– Здесь будет пять!
А Васька:
– Можешь подсказать?
Сержусь:
– Да, пять!
Не слышишь?
Ох, что ты снова пишешь!
А Васька:
– Повтори, прошу-у-у...
Я цифру в воздухе пишу.
– Пятёрка здесь! Ты понял?
Весь класс от смеха стонет.
Учитель наш несправедлив:
Оценка снова –
на двоих!
Смеются в классе дети:
– Ха-ха, близняшки эти!
Зато, когда идём гулять,
Никто не смеет обижать,
Ведь знают все ребята,
Что брат горой за брата!
Спиной к спине всегда стоим,
Отпор любому мы дадим!
И шепчут те же дети:
– Ох уж, близняшки эти...
Мы с братом Васькой – близнецы,
По гороскопу мы – весы.
Друг другу мы поможем,
А надо – силы сложим!
НАДЕЖДА БОЛТАЧЕВА
СПАСИБО!
Спасибо вам, учителя,
за блеск пятёрок в дневнике.
Спасибо вам, учителя,
за лучик солнца на доске.
За вереницы школьных дней,
любовь, что окрыляет нас.
За то, что стали мы умней.
За самый-самый дружный класс.
За добрый мир любимых книг,
пленительность волшебных строк.
За истину, что вновь постиг.
За первый жизненный урок.
За то, что рядом вы всегда,
свет умножая и деля.
Пусть дни идут, идут года…
Спасибо вам, учителя!
ЕЛЕНА МАЙОРОВА
УЧИТЕЛЯМ
Любимые наши учителя!
Мы будем вас помнить, мы вами гордимся!
Вы нас обучали наукам с нуля,
Теперь к новым знаниям мы устремимся.
Наш школьный корабль продолжит свой путь,
И будут другие у нас капитаны,
Но с курса, что дали вы, нам не свернуть,
И нам не страшны неудач ураганы!
ЕЛЕНА СТЕПАНОВА
НЕСПРАВЕДЛИВО!
Тетрадка
на Анну Петровну
в обиде –
За что она двойку
поставила Вите?!
Не взялся решать
пару нудных задачек?
Зато он фломастером
вывел собачек!
Отсутствует
в центре окружности точка?
Зато улыбается
котик с листочка!
С ним рядом мышонок
хохочет счастливо…
Отметка поставлена
Несправедливо!
АНАТОЛИЙ ХРЕБТЮГОВ
ЗАГАДКА
С белым мелом и с указкой
Он проводит нам урок!
И рассказывает классно
Наш любимый...
Обманки:
Учить детей всему привык
Не академик, а... (лесник?)
Пять бы мне поставить мог
Не директор, а... (дружок?)
С буквой убавлялкой:
Он не тиран и не мучитель,
Без буквы "м" он – наш...
ОЛЬГА ШАРКОВА
МЫШИНАЯ НАУКА
Мудрая мышь
Поучала детишек:
- В грамоте лишь
Вся наука для мышек!
Знайте! Не раз
Пригодится уменье,
Силы придаст
Вам хорошее чтенье.
Сможете грызть
Вы граниты науки:
Грызли всю жизнь
Наши дети и внуки.
Книжки всегда
Выбирайте потолще –
Много труда,
Но и пользы в них больше!
Кто-то хрустит
Целый вечер в каморке –
Трудно гранит
Грызть от корки до корки.
УЧИТЕЛЬ
Кто вам открывает
Секреты науки?
Кто множество знает
Рецептов от скуки?
Он к знаниям важным
Проложит дорогу,
Устанешь – не страшно,
Придёт на подмогу.
С «пятёркой» дружить вы хотите?
Поможет вам в этом учитель.
УЧИТЕЛЬНИЦА
Знаний разных она –
Хранительница,
Дарит вам их из года в год.
Озорства и лени
Гонительница:
С ними вечно борьбу ведёт.
От невежества
Избавительница,
Кто же это? Конечно, учительница!
ЕЛЕНА СЕРАНОВА
УЧИТЕЛЮ
Учитель, наставник — почётное звание!
И здесь не бывает случайных людей.
Не просто профессия — это призвание:
Мир новый, большой открывать для детей.
Учитель всю жизнь продолжает учиться,
Мир видит глазами своих школяров.
За миг, когда в них интерес отразится
Всё сердце, всю душу отдать он готов.
Учитель по верной дороге направит,
Сумеет таланта ростки разглядеть.
Того, кто споткнулся, в беде не оставит,
Поможет сомненья и страх одолеть.
От первых крючочков и первого слова,
Что вывел в тетрадке нетвёрдой рукой
До памятных всем: "До свидания, школа!"
Твой классный наставник был рядом с тобой.
Так скажем всем миром: "Спасибо, учитель,
За труд твой нелёгкий и знания свет.
Отличных оценок тебе и открытий,
Терпенья, упорства и славных побед!"
СВЕТЛАНА СОН
НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ
Вот беда! Куда-то Этна
Подевалась незаметно…
Я искал вулкан с азартом
И на карте! И – за картой!
А потом – искал под партой.
Без особого азарта.
Может быть, вулкан нырнул?
Может, в море утонул?
Может кто-то вверх ногами
Тот вулкан перевернул?
Или он умчался вскачь?
Нет найти его!
Хоть плачь!..
Нет нигде на белом свете!
Он исчез,
А я в ответе.
ИРИНА ИВАННИКОВА
К НАМ ПРИГЛАСИЛИ ПОЭТА
К нам на урок пригласили поэта.
Ахнули все: «Не с того ли он света?!»
Просто поэта никто не привык
Видеть живым, за пределами книг.
Так бы и жил он себе в переплёте,
Но оказался улыбчивой тётей!
НА МЕЛИ
Ученик в тетрадке
В боевом порядке
Топит корабли.
У доски же с мелом
Выглядит несмелым
Судном на мели…
ОЛЯ
Отличница Оля. Мне с ней не сравниться.
О чём ни попросишь, ответит: «Тупица!
То ручку ему, то учебник, то карту.
Зачем за одну посадили нас парту?»
Я тоже с характером, как говорится:
«Тупица – ну, ладно. А ты кто – острица?»
Уйду на «галёрку» – подальше, с тетрадкой.
Тогда пожалеет, посмотрит украдкой.
Какая ты вредина всё-таки, Оля!
Но самая лучшая девочка в школе.
НИНА АГОШКОВА
ПРАЗДНИК ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ
В череде осенних дней
Есть один, что всех милей:
Это день любимых наших,
Дорогих учителей.
Школьный двор похож на сад:
Все с букетами спешат.
С этим праздником поздравить
Педагогов каждый рад!
Мы спасибо говорим –
От души благодарим,
А ещё стихи и песни
Посвящаем нынче им!
РУСТАМ КАРАПЕТЬЯН
ШАРЫ
"Ах, если пятерку схвачу я сегодня",
Мечтал вечный двоечник Саша Петров:
"Тогда подарю я учителю сотню
Прекраснейших в мире воздушных шаров!"
Учитель смотрел на Петрова, сутулясь,
И взгляд был задумчив его, но суров,
Он думал: "Ну, что за несносная глупость?
Ведь я не любитель воздушных шаров!"
У ДОСКИ
У доски стоит Петров,
Покраснев мучительно.
Он сегодня не готов
Радовать учителя.
А учитель, как дракон,
Фыркает сурово.
Не готов сегодня он
Радовать Петрова.
ДРОБИ
Нам объяснял учитель дроби,
Мы хмуро слушали его.
Он битый час на нас угробил,
Но не добился ничего.
Такое не осилить сразу.
В конце урока понял он,
Что спит уже две трети класса,
А половина вышла вон.
УРОК ИСТОРИИ
Когда много лет назад
На уроке истории
Я сказал, что римлян
Победили Астерикс и Обеликс,
Учитель ржал, как ненормальный.
А вчера
На уроке истории
То же самое сказал
Мой сын.
И учитель заплакал.
ВИКТОРИЯ ТОПОНОГОВА
УЧИТЕЛЬ РИСОВАНИЯ
В глаза ребёнка я смотрю,
А он глядит в мои.
Я знания ему даю,
Мелькают быстро дни…
Но счёт веду я не годам,
А вехам, по которым сам
За часом час, за годом год,
Ребёнок мир наш познаёт.
А чтоб не сбился ученик,
Росток таланта не поник,
Ему должны мы помогать
Науку эту постигать.
Я расскажу ему про свет,
Про знойный полдень и рассвет…
Ещё немного подожди,
Научимся писать дожди,
Озёра, полные луны,
Над ними – сказочные сны
Светиться будут там и тут.
Им звёзды песни запоют…
Как появляется росток,
Как раскрывается цветок?
Наука может объяснить,
Искусство – одухотворить!
Искусству – многое дано!
Оно – чудесное окно,
В котором мир, как ни пиши,
Через материю души
Художника всегда сквозит.
Наивен он или знаменит,
Неважно это… Лишь душа
Там, над штрихом карандаша
Живёт, волнуется, поёт,
И новый образ создаёт.
МЕЧТАТЕЛЬ
Вот бы в качестве домашки
Задавали обнимашки:
С мамой, папою и кошкой.
И с сестрёнкою немножко.
Я бы всех сумел обнять
И на десять, и на пять.
Я б деленье без остатка
Изучал на шоколадке.
Очень вкусная, я знаю,
Вся моя одна шестая.
Ну а треть, – к чему слова? –
Точно слаще раза в два!
География подходит?
Ну а мы – уже в походе.
Нас при этом выручают:
Компас, карта, термос чая.
Отражает нам река,
Кучевые облака.
И ботанику в походе
Изучать бы на природе.
Подорожник лечит ноги,
Если стёр ты их в дороге.
И до самого утра –
Астрономии пора.
Я б хотел такую школу,
Где учиться – по приколу.
Где ты занят целый день,
Но не скучно и не лень.
Вот тогда б я мог сказать:
«Лучшей школы не сыскать!»
Комментарии (0)